Мной управляют или я подчиняюсь?
Большинство из нас от природы склонны прислушиваться к мнению других и учитывать их пожелания. Эта способность — залог сотрудничества. Но просьба или мнение — это одно, совсем другое — приемы, которые стремятся подчинить нашу волю. Разбираемся, как вычислить манипуляцию.
Что мы делаем на работе? Решаем поставленные перед нами задачи. Общаемся. Но не только. Бывает, что в отношениях с коллегами и начальством мы находим подвох — чувствуем, что нас вынуждают делать нежелательное для нас дело. Как мы реагируем? И почему это происходит: становимся ли мы в полном смысле жертвами злонамеренных коллег и руководителей или в неприятных ситуациях есть и наш собственный вклад?
МНОЙ МАНИПУЛИРУЮТ
Коллега обращается к другому: «Я тебя подменил на прошлой неделе, напишешь за меня годовой отчет?» Что перед нами? Правильно, просьба. Но она сочетается с напоминанием об одолжении, и отказаться становится труднее. А на самом деле эти два сюжета совсем не связаны друг c другом.
«В манипулятивном сообщении есть то, с чем можно согласиться, и то, с чем согласиться нельзя. Такое противоречие создает растерянность, и мы на некоторое время утрачиваем способность адекватно оценивать происходящее», — объясняет клинический психолог и тренер по эффективному общению Антон Воробьев. Чтобы привести нас в психологическое замешательство, манипуляторы, как правило, воздействуют на глубинные неосознаваемые мотивы.
Кнут и пряник
Часто в глубине души мы хотим одобрения, и поэтому лесть — распространенный прием манипулятора. Руководитель скажет: «Только вы с вашими талантами и квалификацией можете закончить этот отчет к завтрашнему дню», — и вот мы уже готовы впрячься в сверхурочную работу.
Или мы боимся неодобрения, опасаемся, «как бы чего не вышло», — и страх тоже используется манипуляторами. «Безобразие, — возмущается начальник, — материалы для партнеров не готовы, это провал!» И с ехидством вопрошает: «Я могу рассчитывать, что вы поднапряжетесь и доделаете пакет, или вы не в состоянии хоть что-то закончить?!» Или неявно угрожает: «Последствия могут быть непредсказуемыми».
А еще можно давить на коллективизм, ответственность, манить карьерными перспективами… Все это — рычаги воздействия на нашу психику, которые тем эффективнее, чем меньше мы подозреваем, что такие рычаги существуют.
Задание на скорость
Другие манипулятивные приемы тоже опираются на естественные законы психики. Например, в состоянии спешки мы теряем рассудительность и потому часто принимаем опрометчивые решения. Поэтому, когда нам неожиданно сообщают, что некое дело нужно сделать «еще вчера» и надо все бросать и спасать ситуацию, мы почти готовы поддаться и начать спасать.
Если на нас выливают сразу слишком много информации, которую разом не осмыслить, нам тоже можно заморочить голову и привести в состояние пассивности, когда мы готовы следовать чужой воле.
В любом общении будьте внимательны к своим ощущениям
Манипулятор почти всегда требует скорости и срочности: он пытается добиться нужных ему действий побыстрее, пока мы не опомнились, не начали анализировать.
Решаем проблему
Первый шаг — осознать происходящее: «Ага, манипуляция!» Распознавать способы непрямого воздействия можно и нужно: так мы сразу понимаем, в какой ситуации оказались, и дальше появляется свобода выбора, как поступить. «В любом общении будьте внимательны к своим ощущениям, и пусть это станет привычкой, — предлагает консультант по управлению и бизнес-тренер Светлана Наумова. — Вы разговариваете с начальником, коллегой и внезапно испытываете сильные эмоции: это может быть страх и растерянность, или самодовольство и прилив энтузиазма. Помните — эти эмоции искусственно спровоцированы, и это главный признак манипуляции». А затем:
Я МАНИПУЛИРУЮ СОБОЙ
Любое предприятие — это иерархическая организация: в ней есть руководство и подчиненные. Такая система делает явным наше отношение к власти как таковой, а оно не всегда оптимально. Иногда мы заранее настроены на полное подчинение любому руководителю либо имеем внутренние запреты на возражения или высказывание собственного мнения. Мы считаем, что руководитель слишком занят и недоступен, и потому нечего и пытаться поговорить с ним. И тогда чувствуем себя зажатыми, подавленными, считаем себя жертвой системы, которую изменить невозможно. Хотя на самом деле это не так и мы всего лишь жертва собственных установок, манипулирующих нами изнутри.
Личные причины
«Меня приняли в большое рекламное агентство, — рассказывает 28-летний дизайнер Егор. — Замечательный коллектив, творческая атмосфера, а главное, возможность набираться опыта. И хотя в мои прямые обязанности входил только дизайн, я с радостью участвовал в разработке слоганов, помогал редакторам, вникал в работу полиграфического цеха. Спустя два месяца я заметил, что перестал справляться со своими задачами». Коллеги дружески просили его вычитать текст, побеседовать с заказчиком, заглянуть в цех. К тому же любое мнение о своей работе Егор воспринимал как указание и переделывал задание много раз, пытаясь добиться идеального результата. «Недавно я понял, что мне нужно срочно пересмотреть образ действий, иначе меня просто уволят!» — восклицает Егор.
Если у вас нет своих целей и намерений, то вы будете воплощать чужие
Некоторые черты характера делают нас уязвимыми, так что даже невинное замечание действует как манипуляция. Эти черты перечисляет Светлана Наумова:
В случаях самоманипуляции все просто: никто не решит эту проблему, кроме нас самих. «Если вы хотите перемен к лучшему, приготовьтесь вкладывать в них время и усилия, — напоминает Светлана Наумова. — Анализируйте дискомфортные эпизоды и ставьте вопрос: какие мои свойства делают меня уязвимым? Часто это обидчивость, тревожность, робость. Ищите способы уменьшить их влияние. Возможные решения: спорт, дыхательные практики, психотерапия».
Помните, что именно на слабые точки может давить манипулятор
Практически невозможно манипулировать сотрудником, который трезво судит о своих способностях. Что для этого нужно? «Знать, каковы границы наших должностных обязанностей, — отвечает Антон Воробьев. — А также в оценке своей компетенции опираться не на мнение соседа по офису, а на объективные критерии, принятые в профессиональном сообществе».
Полезно понимать, чего мы хотим, и следовать своим планам, не отвлекаясь на чужие. «Осознайте жизненные цели, ради которых вы работаете на этом месте, и не делайте ничего, что не направлено на их достижение. Знайте, что если у вас нет собственных целей и намерений, то вы непременно будете воплощать чужие», — предупреждает психолог. И свои слабости (страх осуждения, пионерское стремление бросаться на помощь слабому) тоже стоит иметь в виду. Прощайте их себе, но помните, что именно на эти слабые точки может давить манипулятор, и будьте бдительны.
Большинство из нас от природы склонны прислушиваться к мнению других и учитывать их пожелания. Эта способность — залог сотрудничества. Но просьба или мнение — это одно, совсем другое — приемы, которые стремятся подчинить нашу волю. Разбираемся, как вычислить манипуляцию.
Что мы делаем на работе? Решаем поставленные перед нами задачи. Общаемся. Но не только. Бывает, что в отношениях с коллегами и начальством мы находим подвох — чувствуем, что нас вынуждают делать нежелательное для нас дело. Как мы реагируем? И почему это происходит: становимся ли мы в полном смысле жертвами злонамеренных коллег и руководителей или в неприятных ситуациях есть и наш собственный вклад?
МНОЙ МАНИПУЛИРУЮТ
Коллега обращается к другому: «Я тебя подменил на прошлой неделе, напишешь за меня годовой отчет?» Что перед нами? Правильно, просьба. Но она сочетается с напоминанием об одолжении, и отказаться становится труднее. А на самом деле эти два сюжета совсем не связаны друг c другом.
«В манипулятивном сообщении есть то, с чем можно согласиться, и то, с чем согласиться нельзя. Такое противоречие создает растерянность, и мы на некоторое время утрачиваем способность адекватно оценивать происходящее», — объясняет клинический психолог и тренер по эффективному общению Антон Воробьев. Чтобы привести нас в психологическое замешательство, манипуляторы, как правило, воздействуют на глубинные неосознаваемые мотивы.
Кнут и пряник
Часто в глубине души мы хотим одобрения, и поэтому лесть — распространенный прием манипулятора. Руководитель скажет: «Только вы с вашими талантами и квалификацией можете закончить этот отчет к завтрашнему дню», — и вот мы уже готовы впрячься в сверхурочную работу.
Или мы боимся неодобрения, опасаемся, «как бы чего не вышло», — и страх тоже используется манипуляторами. «Безобразие, — возмущается начальник, — материалы для партнеров не готовы, это провал!» И с ехидством вопрошает: «Я могу рассчитывать, что вы поднапряжетесь и доделаете пакет, или вы не в состоянии хоть что-то закончить?!» Или неявно угрожает: «Последствия могут быть непредсказуемыми».
А еще можно давить на коллективизм, ответственность, манить карьерными перспективами… Все это — рычаги воздействия на нашу психику, которые тем эффективнее, чем меньше мы подозреваем, что такие рычаги существуют.
Задание на скорость
Другие манипулятивные приемы тоже опираются на естественные законы психики. Например, в состоянии спешки мы теряем рассудительность и потому часто принимаем опрометчивые решения. Поэтому, когда нам неожиданно сообщают, что некое дело нужно сделать «еще вчера» и надо все бросать и спасать ситуацию, мы почти готовы поддаться и начать спасать.
Если на нас выливают сразу слишком много информации, которую разом не осмыслить, нам тоже можно заморочить голову и привести в состояние пассивности, когда мы готовы следовать чужой воле.
В любом общении будьте внимательны к своим ощущениям
Манипулятор почти всегда требует скорости и срочности: он пытается добиться нужных ему действий побыстрее, пока мы не опомнились, не начали анализировать.
Решаем проблему
Первый шаг — осознать происходящее: «Ага, манипуляция!» Распознавать способы непрямого воздействия можно и нужно: так мы сразу понимаем, в какой ситуации оказались, и дальше появляется свобода выбора, как поступить. «В любом общении будьте внимательны к своим ощущениям, и пусть это станет привычкой, — предлагает консультант по управлению и бизнес-тренер Светлана Наумова. — Вы разговариваете с начальником, коллегой и внезапно испытываете сильные эмоции: это может быть страх и растерянность, или самодовольство и прилив энтузиазма. Помните — эти эмоции искусственно спровоцированы, и это главный признак манипуляции». А затем:
- Остановитесь и под любым предлогом возьмите паузу.
- Постарайтесь расслабиться и успокоиться. Вспомните, в какой момент разговора вас накрыли эти сильные ощущения. Тогда вы поймете, на какой крючок вас пытаются поймать.
- Спросите себя: «Что на самом деле хочет этот человек?» — так вы обнаружите его истинную цель.
- Теперь вы в состоянии сами выбрать способ реакции и спокойный ответ — отказаться, согласиться или поискать компромисс.
Я МАНИПУЛИРУЮ СОБОЙ
Любое предприятие — это иерархическая организация: в ней есть руководство и подчиненные. Такая система делает явным наше отношение к власти как таковой, а оно не всегда оптимально. Иногда мы заранее настроены на полное подчинение любому руководителю либо имеем внутренние запреты на возражения или высказывание собственного мнения. Мы считаем, что руководитель слишком занят и недоступен, и потому нечего и пытаться поговорить с ним. И тогда чувствуем себя зажатыми, подавленными, считаем себя жертвой системы, которую изменить невозможно. Хотя на самом деле это не так и мы всего лишь жертва собственных установок, манипулирующих нами изнутри.
Личные причины
«Меня приняли в большое рекламное агентство, — рассказывает 28-летний дизайнер Егор. — Замечательный коллектив, творческая атмосфера, а главное, возможность набираться опыта. И хотя в мои прямые обязанности входил только дизайн, я с радостью участвовал в разработке слоганов, помогал редакторам, вникал в работу полиграфического цеха. Спустя два месяца я заметил, что перестал справляться со своими задачами». Коллеги дружески просили его вычитать текст, побеседовать с заказчиком, заглянуть в цех. К тому же любое мнение о своей работе Егор воспринимал как указание и переделывал задание много раз, пытаясь добиться идеального результата. «Недавно я понял, что мне нужно срочно пересмотреть образ действий, иначе меня просто уволят!» — восклицает Егор.
Если у вас нет своих целей и намерений, то вы будете воплощать чужие
Некоторые черты характера делают нас уязвимыми, так что даже невинное замечание действует как манипуляция. Эти черты перечисляет Светлана Наумова:
- Желание получить одобрение коллег часто не позволяет развивать собственную ответственность и оценку своей работы.
- Если дружеские отношения в коллективе и удовольствие от общения ставить выше значимости своей хорошо выполненной работы, то и результат будет соответствующий — отношения будут прекрасными, а работа пострадает.
- Привычка к сверхдобросовестности вкупе с низкой самооценкой — «комплекс отличника» — позволяет манипулятору подчинять нас с помощью небольшой критики.
- Установка «друзьям надо помогать» заставляет нас соглашаться на просьбы о помощи даже в ущерб собственным интересам.
В случаях самоманипуляции все просто: никто не решит эту проблему, кроме нас самих. «Если вы хотите перемен к лучшему, приготовьтесь вкладывать в них время и усилия, — напоминает Светлана Наумова. — Анализируйте дискомфортные эпизоды и ставьте вопрос: какие мои свойства делают меня уязвимым? Часто это обидчивость, тревожность, робость. Ищите способы уменьшить их влияние. Возможные решения: спорт, дыхательные практики, психотерапия».
Помните, что именно на слабые точки может давить манипулятор
Практически невозможно манипулировать сотрудником, который трезво судит о своих способностях. Что для этого нужно? «Знать, каковы границы наших должностных обязанностей, — отвечает Антон Воробьев. — А также в оценке своей компетенции опираться не на мнение соседа по офису, а на объективные критерии, принятые в профессиональном сообществе».
Полезно понимать, чего мы хотим, и следовать своим планам, не отвлекаясь на чужие. «Осознайте жизненные цели, ради которых вы работаете на этом месте, и не делайте ничего, что не направлено на их достижение. Знайте, что если у вас нет собственных целей и намерений, то вы непременно будете воплощать чужие», — предупреждает психолог. И свои слабости (страх осуждения, пионерское стремление бросаться на помощь слабому) тоже стоит иметь в виду. Прощайте их себе, но помните, что именно на эти слабые точки может давить манипулятор, и будьте бдительны.