Как вырабатывать полезные привычки в учебе
Три туза, которые важно заполучить, чтобы победить таких соперников, как стресс, хаос и непоследовательность.
Все мы со временем приобретаем новые привычки. Некоторые появляются в результате постоянных тренировок и практики. Есть ряд методов, которые позволяют развивать и оптимизировать навыки обучения. Один из них «Три туза»: если у вас есть в руках эти карты, вы обязательно выиграете.
1. Осознанность
Начните с того, чтобы осознать, какие привычки, связанные с обучением, у вас уже есть. При этом учитывайте оба типа привычек – подсознательные и специально выработанные, то есть сознательные. Например, это может быть:
2. Эффективный подход
Список привычек готов. Следующий шаг – научиться целенаправленно работать с каждой из них. Любую привычку можно развить и усилить. Для этого нужен опыт ее применения, обратная связь и рефлексия. Разберем пример с просмотром сообщений на смартфоне. Допустим, вы делаете это уже тридцатый раз за день.
3. Ответственность
Изучение нового напоминает тренировку в спортзале, перед которой мышцы очень долго не испытывали нагрузок. Когда мы осваиваем что-то новое, на мозг обрушивается хаотичный поток информации. Не будем углубляться в мельчайшие детали когнитивной науки, просто представим: когда мы нагружаем себя новыми знаниями, мозг входит в режим сверхусиленной работы, пытаясь связать новые данные и наш прежний опыт. Временами эта работа вызывает стресс, напряжение, и, как следствие, мы легко отвлекаемся, переключаясь на что-то другое.
Адам Лупу пытался научиться играть на пианино четыре раза. Разные попытки не удавались по разным причинам. Но каждый раз, сталкиваясь с трудностями, он переключался на какие-то другие задачи, выполнение которых, как казалось, станет более ценной наградой. Например, на приобретение рабочего навыка, который поможет увеличить зарплату. Поэтому, чтобы научиться играть на пианино, Адам должен приучить себя более ответственно относиться к освоению этой привычки. Его план:
Три туза, которые важно заполучить, чтобы победить таких соперников, как стресс, хаос и непоследовательность.
Все мы со временем приобретаем новые привычки. Некоторые появляются в результате постоянных тренировок и практики. Есть ряд методов, которые позволяют развивать и оптимизировать навыки обучения. Один из них «Три туза»: если у вас есть в руках эти карты, вы обязательно выиграете.
1. Осознанность
Начните с того, чтобы осознать, какие привычки, связанные с обучением, у вас уже есть. При этом учитывайте оба типа привычек – подсознательные и специально выработанные, то есть сознательные. Например, это может быть:
- Изучение нового материала с помощью карточек-напоминаний (сознательная привычка).
- Эмоциональная реакция на обратную связь (подсознательная привычка).
- Сознательное составление списка дел.
- Подсознательное игнорирование некоторых пунктов в списке задач.
2. Эффективный подход
Список привычек готов. Следующий шаг – научиться целенаправленно работать с каждой из них. Любую привычку можно развить и усилить. Для этого нужен опыт ее применения, обратная связь и рефлексия. Разберем пример с просмотром сообщений на смартфоне. Допустим, вы делаете это уже тридцатый раз за день.
- Рефлексия. Почему вы взяли в руки смартфон? Потому что вам понадобилась какая-то полезная информация, или потому что вам стало скучно?
- Обратная связь. Предположим, что именно в этот тридцатый раз вам стало скучно или тревожно. Чтобы использовать этот момент с пользой, превратите его в десятиминутку любопытства, подарив себе возможность чему-то научиться.
- Опыт применения. Каждый раз, когда вы понимаете, что смотрите на смартфон, потому что вам скучно или тревожно, подумайте о том, что вам интересно, и узнайте больше об этих вещах. Постепенно такая подсознательная привычка будет трансформироваться в целенаправленное обучение. Вы можете применять этот подход ко многим своим подсознательным привычкам.
3. Ответственность
Изучение нового напоминает тренировку в спортзале, перед которой мышцы очень долго не испытывали нагрузок. Когда мы осваиваем что-то новое, на мозг обрушивается хаотичный поток информации. Не будем углубляться в мельчайшие детали когнитивной науки, просто представим: когда мы нагружаем себя новыми знаниями, мозг входит в режим сверхусиленной работы, пытаясь связать новые данные и наш прежний опыт. Временами эта работа вызывает стресс, напряжение, и, как следствие, мы легко отвлекаемся, переключаясь на что-то другое.
Адам Лупу пытался научиться играть на пианино четыре раза. Разные попытки не удавались по разным причинам. Но каждый раз, сталкиваясь с трудностями, он переключался на какие-то другие задачи, выполнение которых, как казалось, станет более ценной наградой. Например, на приобретение рабочего навыка, который поможет увеличить зарплату. Поэтому, чтобы научиться играть на пианино, Адам должен приучить себя более ответственно относиться к освоению этой привычки. Его план:
- Нанять учителя по фортепиано.
- Создать сообщество единомышленников – друзей и знакомых, которые тоже учатся игре на этом музыкальном инструменте.
- Составить расписание уроков и контролировать – сколько он посетил, сколько пропустил.
- Добавить в учебу элементы веселья, импровизации и персонализации целей, что, пожалуй, самое важное. Иначе можно снова сдаться и предать мечту стать однажды участником джазовой группы.