Как разговор с самим собой помогает нам учиться
АВТОР КНИГИ LEARN BETTER УЛЬРИХ БОЗЕР РАССКАЗЫВАЕТ В HBR О ФЕНОМЕНЕ САМООБЪЯСНЕНИЯ И О ТОМ, КАК ЕГО ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ
Когда психолог из Университета Иллинойса Брайан Росс поступил на курс программирования, прошло уже много лет с тех пор, как он в последний раз сидел за партой. Своей бородкой и лысеющей головой он выделялся на фоне остальных. Росс, будучи заметно старше своих однокурсников, сильно переживал.
Но у него было преимущество. Росс — ученый, и он знаком с эффективной, но часто недооцениваемой стратегией обучения, известной как самообъяснение. Этот подход сводится к тому, чтобы задавать себе вопросы типа «Что это значит? Почему это имеет значение?» Задавать их вслух действительно помогает. Одно из исследований показывает, что люди, которые объясняют себе какие-то идеи, понимают почти в три раза больше, чем те, кто этого не делает.
Чтобы превзойти своих молодых сокурсников, Росс задавал себе множество вопросов. Он делал это, читая заданные тексты. После каждого параграфа, после каждого предложения он спрашивал себя: «Что я только что прочитал? Как это сочетается с другими знаниями? Встречал ли я эту мысль ранее?»
К концу курса Росс обнаружил, что, несмотря на неопытность и слабое знакомство с компьютерами, он может ответить на многие вопросы, на которые другие студенты не могут, и понимает программирование лучше них.
«Иногда у меня было преимущество, — сказал он. — Я фокусировался на более широкой картине».
В современной экономике мало навыков более важных, чем умение учиться. Во всем мире существует сильная зависимость доходов от обучения. Компании могут оплачивать обучение и разные курсы, но редко можно научиться умению приобретения навыков.
Вот как использовать самообъяснение в процессе обучения.
1. Разговаривайте сами с собой
У бесед с самим собой — плохая репутация, часто их принимают за признак душевного расстройства. Так что не стоит делать этого на людях. Но такие беседы крайне важны для самообъяснения и обычно помогают в обучении. Например, это притормаживает нас — и чем больше мы размышляем, тем больше мы выносим из этого опыта.
Разговоры с собой помогают нам думать о своих мыслях. Когда мы затеваем беседу сами с собой, мы обычно задаем себе вопросы вроде: «Как я узнаю, что я знаю? Что меня смущает? Действительно ли я это знаю?» Нажимаем ли мы на паузу при прослушивании подкаста или останавливаемся, чтобы осмыслить прочитанное, мы развиваем навыки более эффективно, думая о мыслях.
2. Спрашивайте, почему
Самообъяснение может дать импульс любопытству, которое в противном случае может не проснуться. Это касается вопроса «Почему?» Если мы хорошо знаем тему, вопросы «почему» не кажутся такими трудными. Если я задам вам такой вопрос относительно города, где вы выросли, ответить будет довольно легко. Это становится трудным, когда вопрос касается чего-то, чего мы не знаем — и помогает развивать эту область знаний.
В качестве иллюстрации давайте рассмотрим вопрос типа «Почему бывают волны?» Кто-то может дать простой ответ: «Ну, волны связаны с ветром. Когда ветер дует поверх воды, он создает рябь». Но затем возникает неизбежное продолжение: «Почему ветер поднимает воду?» Или «Почему волны бывают, когда нет ветра?» И мы не можем ответить. По крайней мере я не могу, поэтому начинаю искать какой-то ответ в интернете, читая, как энергия движется через воду. В конце концов, я узнаю гораздо больше.
3. Обобщайте
Обобщение — это простой способ привить себе привычку самообъяснения, так как изложение идеи своими словами помогает понимать.
Наверняка вы сталкивались с этим в жизни. Вспомните, к примеру, случай, когда вы прочли статью в журнале, а затем пересказали ее другу. Это тоже форма обобщения — более вероятно, что после этого вы лучше запомните информацию из статьи.
В качестве еще одной иллюстрации предположим, что вы недавно написали электронное письмо, рассказывая свои мысли о документальном фильме, который посмотрели на Netflix. Сделав это, вы детализировали идею и осмыслили ее. В целом вы получили более богатое представление о фильме и его теме.
Вы можете сделать это в собственной жизни. В следующий раз, когда кто-то — ваш босс, супруг (супруга), друг, — даст вам набор подробных инструкций, найдите время, чтобы устно повторить указания. Повторяя все до конца, вы обобщаете эти знания, и у вас будет гораздо больше шансов запомнить информацию.
4. Создавайте точки соприкосновения
Одно из преимуществ самообъяснения заключается в том, что оно помогает людям увидеть новые связи и ассоциации. Нахождение точек соприкосновения помогает развивать память. Когда мы объясняем идею самим себе, мы должны попробовать посмотреть на взаимоотношения. Это одна из причин, почему работают такие инструменты, как мнемоника. Мы лучше запоминаем цвета радуги, потому что создаем связи между первыми буквами названий цветов («Каждый охотник желает знать…»).
Когда мы находим связи в области знаний, мы можем добиться лучшего понимания. Это объясняет, почему Брайан Росс настолько успешно использовал самообъяснение. Изучая программирование, он пытался объяснить идеи сам себе, основываясь на разных словах и понятиях.
«Многое, что вы делаете при самообъяснении, связано с попытками создания связей, — говорит он. — Вы говорите себе: о, понятно, это работает потому, что это ведет к этому, а это ведет к тому».
Самообъяснение должно стать одним из ключевых инструментов обучения, так как сегодняшняя экономика выдвигает новые требования к установлению связей и внедрению новых знаний и навыков. Генеральный директор AT&T Рэндалл Стивенсон говорит, что технологическим работникам необходимо учиться онлайн хотя бы пять часов в неделю, чтобы не отставать. И им может понадобиться уединенное место для этого, где они не будут смущаться, разговаривая вслух сами с собой.
АВТОР КНИГИ LEARN BETTER УЛЬРИХ БОЗЕР РАССКАЗЫВАЕТ В HBR О ФЕНОМЕНЕ САМООБЪЯСНЕНИЯ И О ТОМ, КАК ЕГО ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ
Когда психолог из Университета Иллинойса Брайан Росс поступил на курс программирования, прошло уже много лет с тех пор, как он в последний раз сидел за партой. Своей бородкой и лысеющей головой он выделялся на фоне остальных. Росс, будучи заметно старше своих однокурсников, сильно переживал.
Но у него было преимущество. Росс — ученый, и он знаком с эффективной, но часто недооцениваемой стратегией обучения, известной как самообъяснение. Этот подход сводится к тому, чтобы задавать себе вопросы типа «Что это значит? Почему это имеет значение?» Задавать их вслух действительно помогает. Одно из исследований показывает, что люди, которые объясняют себе какие-то идеи, понимают почти в три раза больше, чем те, кто этого не делает.
Чтобы превзойти своих молодых сокурсников, Росс задавал себе множество вопросов. Он делал это, читая заданные тексты. После каждого параграфа, после каждого предложения он спрашивал себя: «Что я только что прочитал? Как это сочетается с другими знаниями? Встречал ли я эту мысль ранее?»
К концу курса Росс обнаружил, что, несмотря на неопытность и слабое знакомство с компьютерами, он может ответить на многие вопросы, на которые другие студенты не могут, и понимает программирование лучше них.
«Иногда у меня было преимущество, — сказал он. — Я фокусировался на более широкой картине».
В современной экономике мало навыков более важных, чем умение учиться. Во всем мире существует сильная зависимость доходов от обучения. Компании могут оплачивать обучение и разные курсы, но редко можно научиться умению приобретения навыков.
Вот как использовать самообъяснение в процессе обучения.
1. Разговаривайте сами с собой
У бесед с самим собой — плохая репутация, часто их принимают за признак душевного расстройства. Так что не стоит делать этого на людях. Но такие беседы крайне важны для самообъяснения и обычно помогают в обучении. Например, это притормаживает нас — и чем больше мы размышляем, тем больше мы выносим из этого опыта.
Разговоры с собой помогают нам думать о своих мыслях. Когда мы затеваем беседу сами с собой, мы обычно задаем себе вопросы вроде: «Как я узнаю, что я знаю? Что меня смущает? Действительно ли я это знаю?» Нажимаем ли мы на паузу при прослушивании подкаста или останавливаемся, чтобы осмыслить прочитанное, мы развиваем навыки более эффективно, думая о мыслях.
2. Спрашивайте, почему
Самообъяснение может дать импульс любопытству, которое в противном случае может не проснуться. Это касается вопроса «Почему?» Если мы хорошо знаем тему, вопросы «почему» не кажутся такими трудными. Если я задам вам такой вопрос относительно города, где вы выросли, ответить будет довольно легко. Это становится трудным, когда вопрос касается чего-то, чего мы не знаем — и помогает развивать эту область знаний.
В качестве иллюстрации давайте рассмотрим вопрос типа «Почему бывают волны?» Кто-то может дать простой ответ: «Ну, волны связаны с ветром. Когда ветер дует поверх воды, он создает рябь». Но затем возникает неизбежное продолжение: «Почему ветер поднимает воду?» Или «Почему волны бывают, когда нет ветра?» И мы не можем ответить. По крайней мере я не могу, поэтому начинаю искать какой-то ответ в интернете, читая, как энергия движется через воду. В конце концов, я узнаю гораздо больше.
3. Обобщайте
Обобщение — это простой способ привить себе привычку самообъяснения, так как изложение идеи своими словами помогает понимать.
Наверняка вы сталкивались с этим в жизни. Вспомните, к примеру, случай, когда вы прочли статью в журнале, а затем пересказали ее другу. Это тоже форма обобщения — более вероятно, что после этого вы лучше запомните информацию из статьи.
В качестве еще одной иллюстрации предположим, что вы недавно написали электронное письмо, рассказывая свои мысли о документальном фильме, который посмотрели на Netflix. Сделав это, вы детализировали идею и осмыслили ее. В целом вы получили более богатое представление о фильме и его теме.
Вы можете сделать это в собственной жизни. В следующий раз, когда кто-то — ваш босс, супруг (супруга), друг, — даст вам набор подробных инструкций, найдите время, чтобы устно повторить указания. Повторяя все до конца, вы обобщаете эти знания, и у вас будет гораздо больше шансов запомнить информацию.
4. Создавайте точки соприкосновения
Одно из преимуществ самообъяснения заключается в том, что оно помогает людям увидеть новые связи и ассоциации. Нахождение точек соприкосновения помогает развивать память. Когда мы объясняем идею самим себе, мы должны попробовать посмотреть на взаимоотношения. Это одна из причин, почему работают такие инструменты, как мнемоника. Мы лучше запоминаем цвета радуги, потому что создаем связи между первыми буквами названий цветов («Каждый охотник желает знать…»).
Когда мы находим связи в области знаний, мы можем добиться лучшего понимания. Это объясняет, почему Брайан Росс настолько успешно использовал самообъяснение. Изучая программирование, он пытался объяснить идеи сам себе, основываясь на разных словах и понятиях.
«Многое, что вы делаете при самообъяснении, связано с попытками создания связей, — говорит он. — Вы говорите себе: о, понятно, это работает потому, что это ведет к этому, а это ведет к тому».
Самообъяснение должно стать одним из ключевых инструментов обучения, так как сегодняшняя экономика выдвигает новые требования к установлению связей и внедрению новых знаний и навыков. Генеральный директор AT&T Рэндалл Стивенсон говорит, что технологическим работникам необходимо учиться онлайн хотя бы пять часов в неделю, чтобы не отставать. И им может понадобиться уединенное место для этого, где они не будут смущаться, разговаривая вслух сами с собой.