Публикации и статьи - Как одержать победу над страхом выступлений | Слив платных курсов и тренингов на SLIV.ONE ЕЖЕДНЕВНО! Эксклюзивный материал! Схемы заработка! Бесплатные Онлайн Курсы!

Публикации и статьи Как одержать победу над страхом выступлений

Bjobывай

🎓 Учитель 🎓
Космос НАШ
Как одержать победу над страхом выступлений

143224_0.png

Что делать, если страх публичных выступлений встал на пути к цели? Бороться и побеждать.

Как появился страх
1995 год. Концертный зал дворца культуры на 1200 мест. Концерт, посвященный Дню победы. Полный зал. В составе группы школьников рассказываю четверостишие. Выхожу на сцену и забываю слова. Начинается паника. Неожиданно слышу подсказку соседа справа. Во время репетиций он запомнил и мой фрагмент.

Этот образ до сих пор периодически появляется в голове. Прокручиваю его снова, сам не понимаю, для чего. Воспоминания уже стерлись из памяти, остались картинка полного зала, яркий свет и неуверенность.

Спустя три года выигрываю конкурс чтецов со стихотворением Симонова о войне и вроде бы должен стать увереннее, но каждый устный экзамен в старших классах школы и в вузе – это стресс, однажды до скорой помощи.

К 36 годам я победил страх выступлений на публике. Главная причина – появилась цель.

Как появилась цель
В 2011 году, в 29 лет, я руководил ремонтным подразделением, лучшим на заводе. Но я ничего не сделал для этого. Так случилось, что в смене собрались грамотные специалисты. Время шло, коллектив сменился, сменилась политика руководства, и становилось сложнее управлять людьми. Я решил научиться управлять и начал изучать литературу по менеджменту, получил дополнительное образование и не смог остановиться. Я приобретал знания в области менеджмента, маркетинга, продаж и, конечно же, тайм-менеджмента.

Чем больше учился и эффективнее становился, тем чаще замечал чужие промахи. Я решил помогать людям работать правильно. Появилась цель. В голову пришло только одно решение — стать консультантом, но для этого нужно много и уверенно говорить.

Я начал читать книги по ораторскому мастерству, смотреть тренинги. С каждым днем знания росли, но не имели выхода. И ничего не менялось. К каждому выступлению перед подчиненными, коллегами или руководителями приходилось готовиться, но голос дрожал. Я знал, как правильно выступать и даже пытался применять знания, но успеха не достиг. При знакомстве с новым подразделением я написал и продекларировал мотивирующую речь, которая не принесла пользы. Тогда я не знал, что важно понимать аудиторию.

Я решил больше не выступать и начал писать статьи. Первая статья вышла на Executive.ru в 2015 году. В 2016 году здесь опубликовали 10 статей, и пять статей на других ресурсах. Эффект был не тот. Не было обратной связи. Критика развивала, благодарности воодушевляли, а хотелось отзывов типа: «Попробовал, не получилось, подскажите». Нужно было обучать тех, кто рядом, чтобы контролировать результаты, но для этого не хватало уверенности. Решение — учиться выступать. В этот момент меня пригласили на мастер-класс по ораторскому мастерству.

Врезать страху по лицу
Мастер-класс прошел в небольшой комнате офисного центра. Участники выходили к доске, представлялись и говорили, с какой целью пришли. Потом выполняли пару упражнений на импровизацию, и в конце каждый рассказал случай из жизни. Тренер провел мастер-класс убедительно. Я записался на тренинг и даже выторговал скидку.

На тренинге ожидал того же, что и на мастер-классе, но ошибся. Сначала участники также рассказывали, кто такие и чего хотят от тренинга, потом учились выступать. Голос предательски дрожал. Когда освоился, стало не так страшно и даже весело, но сложности ждали впереди. Из уютной аудитории пришлось выйти в город. Читали стихи в транспорте, интервьюировали прохожих и пытались обменять скрепку на более ценные вещи или продать.

Сначала было волнительно, но когда читал стихотворение в троллейбусе, пассажиры внимательно слушали. Я видел глаза, люди не понимали, что происходит, но им было любопытно, постепенно приходила уверенность. Я смотрел на выступление как бы снаружи. Мог говорить громче или тише, ходить или стоять, добавить жестикуляции. Это было потрясающее ощущение. Ощущение контроля над ситуацией. На второй день тренинга было уже легче.

По окончанию получил сертификат и веру в то, что легко выступлю где угодно. Что будет также легко. Уверенность быстро улетучилась. Перед подчиненными и близкими держался уже увереннее и применял новые навыки, но незнакомая аудитория еще вгоняла в ступор. На семинаре по психологии увидел рекламу клуба «битва ораторов» и понял, что это шанс попрактиковаться.

Выступление в безопасной обстановке
«Битва ораторов» проходила в гостинице, в аудитории на 20-25 мест. Вели битву двое: психолог Алексей Ясногородский и тренер по ораторскому мастерству Константин Брежнев.

К первой битве я не готовился и пришел полюбопытствовать. Выступали люди, рассказывали истории о себе, хвастались или пиарились и я понял, что так тоже могу. Ко второй встрече я подготовился и рассказал о своей страсти – тайм-менеджменте. Очень волновался, но мне понравилось.

Я готовился, репетировал, структурировал речь, придумывал, как завладеть вниманием, но второе выступление было более волнительным. Свою третью битву ораторов я выиграл. На четвертую битву подготовил речь – почему с каждым разом выступать легче, но выступление не состоялось. Две битвы пропустил: одну по болезни, одну из-за работы. Потом проект закрыли.

Я думал, наберусь опыта, потренирую «фишки»: сделаю выступление чисто на вопросах из зала, потом сделаю полную импровизацию, но битва ораторов прекратила существование.

Я начал искать, где выступать. И нашел. Агентство экономического развития Тольятти.

Выступление перед незнакомой аудиторией
Чтобы выступить в АЭР, нужен семинар или мастер-класс, а не пятиминутный спич. Для этого создал серию семинаров из шести частей «Время руководителя». Каждая часть длилась час и решала одну из проблем, которые возникают в работе руководителя. В двухчасовой семинар упаковал две части. Позже понял ошибку и разделил. Сказать, что готовился усиленно, это не сказать ничего. Я зубрил текст наизусть. Двухчасовую речь.

Перед выступлением меня просто трясло. На семинаре двигался по аудитории, жестикулировал, поддерживал зрительный контакт с залом, но декларировал текст монотонным голосом, без эмоций, с бледным безучастным лицом. Я остался жив, и меня не закидали помидорами. Участники задавали вопросы и даже предлагали исправить сложные для объяснения места.

В течение полугода провел еще несколько семинаров и четырехчасовой тренинг. Тренинг оказалось провести проще. Вначале даешь немного теории, потом практическое задание, пока люди практикуются, вспоминаешь следующий теоретический блок и так далее. После тренинга провел анализ и подметил две ошибки.

Думал, что со временем перестану трястись от страха, но этого не происходило. Единственное, что вселяло хоть какую-то уверенность — знание текста наизусть. На заучивание текста тратил много времени и меня это не устраивало. Читал книги, смотрел другие выступления и посещал семинары по ораторскому мастерству, подмечал «фишки», пробовал в выступлениях и внимательно наблюдал за собой. В один момент понял, что легче выступать, когда рассказываю о том, что умею, а не о том, что знаю.

Структура, речь, текст
В книгах по ораторскому мастерству говорится, что речь сначала проговаривается, а потом записывается, а не наоборот. А я сначала писал текст семинара, а потом заучивал. Новый способ подготовки оказался сложнее, ведь я привык мыслить на бумаге. Вдобавок пропала структура.

В голову пришло логичное решение — сначала создавать структуру, потом по структуре наговаривать текст. В основе структуры простая мысль: точка А — место, где остановились слушатели, точка Б — куда идут, а блоки выступления — шаги из точки А в точку Б.

Я думал, четкая структура поможет избежать волнения и поможет запомнить текст. Но появилась новая проблема — связки между блоками. И осталась старая — эмоции, точнее, их отсутствие.

Репетиции перед зеркалом, попытки контролировать мимику не сильно улучшили ситуацию. В итоге отменил последний семинар, потому что понял: передавать знания — скучно, даже если эти знания важны. На мой взгляд, важны.

Думать об аудитории
Перед большой аудиторией я не выступал год, но постоянно развивался, читал книги уже не по ораторскому мастерству, а по сторителлингу, искусству убеждения, презентациям, смотрел мастер-классы людей, которые выступают энергично, эмоционально: Дмитрия Кота, Тони Роббинса. Подмечал плюсы и минусы.

В тот период я занял новую должность и у меня поменялись четверо подчиненных. Нужно было их обучать. Чем не практика ораторского мастерства? Я делился опытом и получил два урока. Понял, что сторителлинг помогает в работе и постоянно его использовал. Рассказ «как бригадиру отрубило руку на гильотине» помогал лучше, чем инструктажи по технике безопасности.

Заметил неуверенность у тех, кто впервые выполняет задачу и протягивал руку помощи, произнося следующую фразу: «когда я сталкивался с такой же проблемой, то делал вот так...». Как бы предлагал человеку право выбора и резервный план. Чужой опыт лишь немногим полезнее знаний. Поэтому я старался упаковать этот опыт, развивал — сторителлинг, искусство презентаций, искусство обучать и объяснять, чтобы аудитория приняла его, запомнила. По возможности добавлял практику.

Спустя год снова провожу мастер-класс. Мандраж перед выступлением никуда не пропал, но когда начинаю говорить и вижу заинтересованные лица, волнение стихает и появляется уверенность. А заинтересовать их помогают знания, полученные через опыт:
  • Говорить правду.
  • Говорить о том, что работает.
  • Говорить о важном для аудитории.
  • Делиться не знаниями, а опытом, структурированным и упакованным.
  • Репетировать, репетировать и репетировать. Благодаря этому появляется уверенность и эмоции.
Враг еще не разбит и я не остановлюсь, пока не одержу полную победу над страхом. А значит, лучшее выступление — следующее.
 
Сверху