Два упражнения по креативности
Отрывок из книги владельца креативного агентства MOST Creative Club Игоря Намаконова «Кроссфит мозга».
Издательство «Альпина Паблишер» выпустило книгу «Кроссфит мозга» Игоря Намаконова о том, как подготовиться к решению нестандартных задач, придумать креативную идею и найти решение в экстренной рабочей ситуации.
Редакция vc.ru публикует несколько упражнений, представленных в книге.
Будильник идей
Стояло теплое июльское лето, часы показывали без пяти минут полночь. Я вышел из офиса после длинного рабочего дня. Уставший, медленно добрел до остановки на Бережковской набережной, и одновременно со мной подошел троллейбус. «Вероятно, последний», — подумал я и зашел в него.
Внутри было три человека: парочка и спящий мужчина. Троллейбус тронулся, и из открытых окон подул теплый свежий ветер с реки. Я прошел в середину и сел. Где-то на полпути все трое вышли. Я остался один. Троллейбус снова поехал, снова подул ветер, и в этот момент вся моя усталость испарилась. Я почувствовал прилив энергии и энтузиазма, мне захотелось написать стихотворение, сделать пару скетчей, и в голову полезли спонтанные идеи.
Я быстро достал свой творческий дневник и начал записывать. Так я открыл для себя свой первый «Будильник идей» — место и обстоятельства, которые гарантированно будят во мне идеи. Впоследствии я не раз пользовался полуночными поездками на троллейбусе для того, чтобы спровоцировать у себя творческий порыв.
Что важно, я научился управлять этим процессом, то есть отправляться в поездки с конкретной задачей, над которой мне нужно подумать. Творческий порыв удалось конвертировать в креативный метод.
Я поделился своим открытием с Олегом Нестеровым, музыкантом, продюсером и теоретиком музыки. И он рассказал мне, что так же когда-то открыл для себя ночные катания на кольцевой линии московского метро. И теперь, если при написании очередного альбома группы «Мегаполис» у него наступает творческий ступор, музыканты всей командой отправляются в бар выпить пива.
Сидят там до ночи, а потом вытаскивают Олега и сажают его в поезд метро кольцевой линии кататься до закрытия подземки. Ступор исчезает, Олег пишет несколько песен во время вояжа, и на следующий день у коллектива есть материал для работы. А теперь собственно упражнение. Вспомните и выпишите все места и обстоятельства, при которых у вас происходил спонтанный всплеск творческой активности.
В помощь вам матрица вариантов. Последовательно читайте каждый вариант, обводите подходящие кружком, а затем сопоставляйте выбранные варианты между собой, чтобы точно вспомнить место, время и обстоятельства. На это у вас должно уйти не более 30 минут. Если попутно будут приходить в голову свои элементы, просто вписывайте их в пустые ячейки (кстати, при выполнении упражнения вы еще и шею разомнете).
На основе отмеченных в ячейках вариантов в повествовательной форме с максимальными подробностями опишите ниже, как выглядит ваш персональный «Будильник идей».
Если сложно вспоминать и сопоставлять самостоятельно, позвоните другу или подруге, чтобы в диалоге подобрать вероятные варианты. После того как вы зафиксируете возможные локации, отправляйтесь исследовать влияние среды на себя на практике.
Только важное условие — возьмите с собой дневник для записей и фиксируйте все приходящие вам в голову идеи, без анализа и критики: образы, стихотворения, слоганы, идеи организации праздника для детей, название для какого-то кафе, смешную надпись на майке и так далее.
Пользуйтесь своими «Будильниками» от 1 до 4 раз в месяц в течение квартала. Далее действуйте по потребности.
Памятка:
Прежде чем прочитать эту главу, рекомендую вам посмотреть один короткометражный мультфильм студии Pixar. Не важно, видели вы его раньше или нет. Главное, что он поднимет вам настроение и позволит точнее понять суть очередного метода.
Итак, мультфильм называется «Барашек и кролень». Его легко найти на просторах сети. Приятного просмотра. Как по-вашему, способны вы придумать такую же увлекательную историю? «Очень надо тратить на это время», — можете сказать вы. И поспешите с ответом.
Средневековые паломники, единственные массовые туристы того времени, расплачивались за ночлег и пищу историями, увиденными своими глазами или услышанными в пути. Им не нужны были деньги. И в наше время красноречивый собеседник, точно чувствующий повествование, — объект внимания в любой компании.
А разве не истории вы рассказываете начальству, презентуя очередной отчет? А разве не историями вы делитесь, выступая перед сотрудниками на внутренней встрече или экспертами на конференции? Разве не историю каждый день перед сном просит вас рассказать маленький сын или дочка? Разве не историю ждет от вас мама, когда вы ей звоните, а она спрашивает «Как дела»? Конечно, историю.
История — конвертируемая валюта на все времена. Умение рассказывать истории напрямую влияет на вашу рыночную стоимость. Умение рассказывать истории — это еще и умение упаковывать идеи, которые мы с вами уже успели разработать, выполняя предыдущие упражнения.
Так давайте научимся их рассказывать. Тем более что благодаря Pixar у нас есть для этого удивительно простое упражнение, которому мне удалось научиться у мультипликатора этой прославленной студии.
Чтобы процесс пошел легко и весело, давайте вспомним существо, созданное вами в главе «Системная фантазия». Вернитесь к этой главе, перечитайте название и характеристики своего несуществующего персонажа. Мы создадим его первую историю, которую в дальнейшем вы легко сможете рассказать своим детям, друзьям, сделать веселый пост в соцсети. А может, вы решите издать книжку? Вот и посмотрим. А потребуется на это не более 30 минут.
Семь последовательных шагов. Для наглядности героем своей истории я сделаю созданного ранее медузебра.
Шаг 1. Жил-был герой (с целью)
В этом блоке происходит знакомство с главным героем, поэтому нужно как можно подробнее его описать: как зовут, чем занимается, какие увлечения, где живет, с кем дружит, какими отличительными особенностями обладает, к чему стремится.
Далеко в океане, на самом дне Марианской впадины обитали медузебры. Медузебры вели секретный образ жизни, и единственной их целью было прожить незаметно для людей, которые еще с древних времен славились своим острым желанием приручить медузебров. И у одной пары медузебров родился малыш-медузебр.
Медузебры рождались очень редко, и так сложилось, что у очередного новорожденного не было сверстников, поэтому развлекать ему приходилось себя самому. Кроме того, малыш не очень понимал правил старших медузебров и без конца порывался выплыть наверх.
Шаг 2. Каждый день он
Второй шаг предназначен для описания повседневных занятий героя, его привычной среды.
Привычное занятие медузебров — тихо и грациозно плавать на глубине между подводными рифами. Иногда медузебры, встречая друг друга на глубине, начинали танцевать в знак приветствия. От этого они наполнялись благостным настроением и у них загорались лампочки на копытах.
Если это происходило ночью, то казалось, что загорается дно океана. Медузебры дышат кислородом, а запасов кислорода им хватает на неделю. Именно поэтому раз в неделю по ночам они выплывают наружу, чтобы набрать в легкие воздуха.
Иногда медузебры начинают играть, прыгая над водой. Именно эти игры удавалось разглядеть в темноте некоторым морякам. Оттуда и берут начало рассказы про светящихся лошадей, выпрыгивающих из воды. Но все слушатели называют эти истории байками и миражами. Малыш-медузебр очень любил дни, когда вместе с родителями можно было выплывать наружу. Он просто обожал прыгать и скакать по морской глади.
Шаг 3. Но в один прекрасный день
Здесь происходит событие, которое ломает привычный ход жизни героя.
В очередной раз, когда малыш-медузебр вместе с родителями отправился за кислородом на поверхность океана, случилось яркое в прямом и переносном смысле событие. Малыш-медузебр увидел большой ярко освещенный морской корабль. Малыш пришел в восторг от количества светящихся лампочек.
Родители, чтобы не быть замеченными, быстро набрали кислорода в легкие и поспешили с малышом обратно на дно впадины, но по пути домой малыш все думал о яркой иллюминации, которую он увидел. Впечатление было настолько сильным, что все его мысли были только об увиденном.
Шаг 4. И поэтому
Развитие героя с учетом новых обстоятельств.
Малыш рос, становился смелее и начал без разрешения втайне от родителей каждой ночью один выходить на поверхность в поисках ярко освещенного корабля. С лампочками, как у него на копытах.
Шаг 5. И поэтому
В одну из своих вылазок малыш встретил такой корабль и подплыл к нему. Там он познакомился с учеными, изучавшими ночной океан. Особенно он подружился с девушкой из команды.
Шаг 6. Когда в конце концов
Поворотное событие с учетом развития героя в новых обстоятельствах.
Малыш-медузебр плавал вместе с девушкой в океане. Девушка была с аквалангом и поэтому в какой-то момент просто уселась на медузебра, а медузебр, в свою очередь, начал ее катать по глубинам Марианской впадины.
В результате он заплыл вместе с девушкой на те глубины, где обитают остальные медузебры. Девушка стала свидетелем светящихся танцев медузебров и пришла в восторг.
Шаг 7. С тех пор (новые способности)
Медузебры подружились с девушкой. Стали с ней больше общаться, и именно благодаря этой дружбе всему человечеству стали доступны сведения о жизни на дне Марианской впадины, куда не могла погрузиться ни одна техника, и только на медузебре-малыше девушка-ученый могла осуществлять погружения.
Вот такая простая история про медузебра получилась благодаря методу Pixar. Теперь эту структуру можно дополнять и перерабатывать, но даже в нынешнем виде она прекрасно сойдет для комикса или сказки на ночь ребенку.
Семь шагов Pixar можно применить в любой сфере, где вы так или иначе рассказываете истории. Самое главное — помнить про выделение героя и его пошаговую эволюцию.
Памятка:
Отрывок из книги владельца креативного агентства MOST Creative Club Игоря Намаконова «Кроссфит мозга».
Издательство «Альпина Паблишер» выпустило книгу «Кроссфит мозга» Игоря Намаконова о том, как подготовиться к решению нестандартных задач, придумать креативную идею и найти решение в экстренной рабочей ситуации.
Редакция vc.ru публикует несколько упражнений, представленных в книге.
Будильник идей
Стояло теплое июльское лето, часы показывали без пяти минут полночь. Я вышел из офиса после длинного рабочего дня. Уставший, медленно добрел до остановки на Бережковской набережной, и одновременно со мной подошел троллейбус. «Вероятно, последний», — подумал я и зашел в него.
Внутри было три человека: парочка и спящий мужчина. Троллейбус тронулся, и из открытых окон подул теплый свежий ветер с реки. Я прошел в середину и сел. Где-то на полпути все трое вышли. Я остался один. Троллейбус снова поехал, снова подул ветер, и в этот момент вся моя усталость испарилась. Я почувствовал прилив энергии и энтузиазма, мне захотелось написать стихотворение, сделать пару скетчей, и в голову полезли спонтанные идеи.
Я быстро достал свой творческий дневник и начал записывать. Так я открыл для себя свой первый «Будильник идей» — место и обстоятельства, которые гарантированно будят во мне идеи. Впоследствии я не раз пользовался полуночными поездками на троллейбусе для того, чтобы спровоцировать у себя творческий порыв.
Что важно, я научился управлять этим процессом, то есть отправляться в поездки с конкретной задачей, над которой мне нужно подумать. Творческий порыв удалось конвертировать в креативный метод.
Я поделился своим открытием с Олегом Нестеровым, музыкантом, продюсером и теоретиком музыки. И он рассказал мне, что так же когда-то открыл для себя ночные катания на кольцевой линии московского метро. И теперь, если при написании очередного альбома группы «Мегаполис» у него наступает творческий ступор, музыканты всей командой отправляются в бар выпить пива.
Сидят там до ночи, а потом вытаскивают Олега и сажают его в поезд метро кольцевой линии кататься до закрытия подземки. Ступор исчезает, Олег пишет несколько песен во время вояжа, и на следующий день у коллектива есть материал для работы. А теперь собственно упражнение. Вспомните и выпишите все места и обстоятельства, при которых у вас происходил спонтанный всплеск творческой активности.
В помощь вам матрица вариантов. Последовательно читайте каждый вариант, обводите подходящие кружком, а затем сопоставляйте выбранные варианты между собой, чтобы точно вспомнить место, время и обстоятельства. На это у вас должно уйти не более 30 минут. Если попутно будут приходить в голову свои элементы, просто вписывайте их в пустые ячейки (кстати, при выполнении упражнения вы еще и шею разомнете).
На основе отмеченных в ячейках вариантов в повествовательной форме с максимальными подробностями опишите ниже, как выглядит ваш персональный «Будильник идей».
Если сложно вспоминать и сопоставлять самостоятельно, позвоните другу или подруге, чтобы в диалоге подобрать вероятные варианты. После того как вы зафиксируете возможные локации, отправляйтесь исследовать влияние среды на себя на практике.
Только важное условие — возьмите с собой дневник для записей и фиксируйте все приходящие вам в голову идеи, без анализа и критики: образы, стихотворения, слоганы, идеи организации праздника для детей, название для какого-то кафе, смешную надпись на майке и так далее.
Пользуйтесь своими «Будильниками» от 1 до 4 раз в месяц в течение квартала. Далее действуйте по потребности.
Памятка:
- Будильник идей.
- Продолжительность подхода — 30 минут.
- Количество подходов — 4 раз в месяц.
- Период выполнения — 3 месяца.
Прежде чем прочитать эту главу, рекомендую вам посмотреть один короткометражный мультфильм студии Pixar. Не важно, видели вы его раньше или нет. Главное, что он поднимет вам настроение и позволит точнее понять суть очередного метода.
Итак, мультфильм называется «Барашек и кролень». Его легко найти на просторах сети. Приятного просмотра. Как по-вашему, способны вы придумать такую же увлекательную историю? «Очень надо тратить на это время», — можете сказать вы. И поспешите с ответом.
Средневековые паломники, единственные массовые туристы того времени, расплачивались за ночлег и пищу историями, увиденными своими глазами или услышанными в пути. Им не нужны были деньги. И в наше время красноречивый собеседник, точно чувствующий повествование, — объект внимания в любой компании.
А разве не истории вы рассказываете начальству, презентуя очередной отчет? А разве не историями вы делитесь, выступая перед сотрудниками на внутренней встрече или экспертами на конференции? Разве не историю каждый день перед сном просит вас рассказать маленький сын или дочка? Разве не историю ждет от вас мама, когда вы ей звоните, а она спрашивает «Как дела»? Конечно, историю.
История — конвертируемая валюта на все времена. Умение рассказывать истории напрямую влияет на вашу рыночную стоимость. Умение рассказывать истории — это еще и умение упаковывать идеи, которые мы с вами уже успели разработать, выполняя предыдущие упражнения.
Так давайте научимся их рассказывать. Тем более что благодаря Pixar у нас есть для этого удивительно простое упражнение, которому мне удалось научиться у мультипликатора этой прославленной студии.
Чтобы процесс пошел легко и весело, давайте вспомним существо, созданное вами в главе «Системная фантазия». Вернитесь к этой главе, перечитайте название и характеристики своего несуществующего персонажа. Мы создадим его первую историю, которую в дальнейшем вы легко сможете рассказать своим детям, друзьям, сделать веселый пост в соцсети. А может, вы решите издать книжку? Вот и посмотрим. А потребуется на это не более 30 минут.
Семь последовательных шагов. Для наглядности героем своей истории я сделаю созданного ранее медузебра.
Шаг 1. Жил-был герой (с целью)
В этом блоке происходит знакомство с главным героем, поэтому нужно как можно подробнее его описать: как зовут, чем занимается, какие увлечения, где живет, с кем дружит, какими отличительными особенностями обладает, к чему стремится.
Далеко в океане, на самом дне Марианской впадины обитали медузебры. Медузебры вели секретный образ жизни, и единственной их целью было прожить незаметно для людей, которые еще с древних времен славились своим острым желанием приручить медузебров. И у одной пары медузебров родился малыш-медузебр.
Медузебры рождались очень редко, и так сложилось, что у очередного новорожденного не было сверстников, поэтому развлекать ему приходилось себя самому. Кроме того, малыш не очень понимал правил старших медузебров и без конца порывался выплыть наверх.
Шаг 2. Каждый день он
Второй шаг предназначен для описания повседневных занятий героя, его привычной среды.
Привычное занятие медузебров — тихо и грациозно плавать на глубине между подводными рифами. Иногда медузебры, встречая друг друга на глубине, начинали танцевать в знак приветствия. От этого они наполнялись благостным настроением и у них загорались лампочки на копытах.
Если это происходило ночью, то казалось, что загорается дно океана. Медузебры дышат кислородом, а запасов кислорода им хватает на неделю. Именно поэтому раз в неделю по ночам они выплывают наружу, чтобы набрать в легкие воздуха.
Иногда медузебры начинают играть, прыгая над водой. Именно эти игры удавалось разглядеть в темноте некоторым морякам. Оттуда и берут начало рассказы про светящихся лошадей, выпрыгивающих из воды. Но все слушатели называют эти истории байками и миражами. Малыш-медузебр очень любил дни, когда вместе с родителями можно было выплывать наружу. Он просто обожал прыгать и скакать по морской глади.
Шаг 3. Но в один прекрасный день
Здесь происходит событие, которое ломает привычный ход жизни героя.
В очередной раз, когда малыш-медузебр вместе с родителями отправился за кислородом на поверхность океана, случилось яркое в прямом и переносном смысле событие. Малыш-медузебр увидел большой ярко освещенный морской корабль. Малыш пришел в восторг от количества светящихся лампочек.
Родители, чтобы не быть замеченными, быстро набрали кислорода в легкие и поспешили с малышом обратно на дно впадины, но по пути домой малыш все думал о яркой иллюминации, которую он увидел. Впечатление было настолько сильным, что все его мысли были только об увиденном.
Шаг 4. И поэтому
Развитие героя с учетом новых обстоятельств.
Малыш рос, становился смелее и начал без разрешения втайне от родителей каждой ночью один выходить на поверхность в поисках ярко освещенного корабля. С лампочками, как у него на копытах.
Шаг 5. И поэтому
В одну из своих вылазок малыш встретил такой корабль и подплыл к нему. Там он познакомился с учеными, изучавшими ночной океан. Особенно он подружился с девушкой из команды.
Шаг 6. Когда в конце концов
Поворотное событие с учетом развития героя в новых обстоятельствах.
Малыш-медузебр плавал вместе с девушкой в океане. Девушка была с аквалангом и поэтому в какой-то момент просто уселась на медузебра, а медузебр, в свою очередь, начал ее катать по глубинам Марианской впадины.
В результате он заплыл вместе с девушкой на те глубины, где обитают остальные медузебры. Девушка стала свидетелем светящихся танцев медузебров и пришла в восторг.
Шаг 7. С тех пор (новые способности)
Медузебры подружились с девушкой. Стали с ней больше общаться, и именно благодаря этой дружбе всему человечеству стали доступны сведения о жизни на дне Марианской впадины, куда не могла погрузиться ни одна техника, и только на медузебре-малыше девушка-ученый могла осуществлять погружения.
Вот такая простая история про медузебра получилась благодаря методу Pixar. Теперь эту структуру можно дополнять и перерабатывать, но даже в нынешнем виде она прекрасно сойдет для комикса или сказки на ночь ребенку.
Семь шагов Pixar можно применить в любой сфере, где вы так или иначе рассказываете истории. Самое главное — помнить про выделение героя и его пошаговую эволюцию.
Памятка:
- Метод Pixar.
- Продолжительность подхода — 30 минут.
- Количество подходов — 1 в неделю.
- Период выполнения — 4 недели.