Брейнсторминг: креативное мышление и генерация идей
Одним из методов творческого поиска маркетинговых и стратегических решений выступает «мозговая атака» (брейнсторминг). Эта групповая процедура мышления является одним из лучших средств получения от группы лиц максимального количества идей за короткий промежуток времени. Вот схема, составленная с учетом особенностей поведения наших руководителей.
Автор: Ирина Oлeговна Tюpинa, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.
Известно немало разновидностей схем «мозговой атаки». Далее предлагается схема, составленная с учетом особенностей поведения наших руководителей производством. Данная схема включает ряд фаз.
1. Подготовка
Выбор проблемы и проработка ее путем индивидуальных реактивных приемов. Например:
2. Формирование креативной группы
Наибольший успех «мозговой атаки» будет обеспечен при соблюдении следующих условий:
Здесь выделяются 3 этапа:
Здесь может быть 2 варианта:
2. Выдвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые различаются содержанием идей.
3. Определяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с критериями оценки.
4. Тестирование идей методом «от противного»: «Каким образом провалится данная идея, если ее реализовать?»
5. Определяются наиболее «дикие» идеи, которые пытаются переделать в реализуемые.
6. Каждый участник как бы вновь проделывает «мозговую атаку» для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей, нечто новое.
7. Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику.
8. Распространение ценных идей о том, как преуспеть на рынке по сферам производства: планирование и прогнозирование; маркетинг; оперативное управление производством; управление персоналом.
Этапы успешного «брейнсторминга»
Их всего четыре:
Одним из методов творческого поиска маркетинговых и стратегических решений выступает «мозговая атака» (брейнсторминг). Эта групповая процедура мышления является одним из лучших средств получения от группы лиц максимального количества идей за короткий промежуток времени. Вот схема, составленная с учетом особенностей поведения наших руководителей.
Автор: Ирина Oлeговна Tюpинa, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.
Известно немало разновидностей схем «мозговой атаки». Далее предлагается схема, составленная с учетом особенностей поведения наших руководителей производством. Данная схема включает ряд фаз.
1. Подготовка
Выбор проблемы и проработка ее путем индивидуальных реактивных приемов. Например:
- проблема — «как преуспеть в определенной области?»;
- выбор главного пути решения выдвинутой проблемы;
- тестирование всех появляющихся в поле сознания путей.
2. Формирование креативной группы
Наибольший успех «мозговой атаки» будет обеспечен при соблюдении следующих условий:
- группа должна состоять примерно из 10 человек;
- социальный статус участников должен быть примерно равным;
- в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искусные в том или ином деле, — нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение других участников;
- обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Участники должны быть в состоянии релаксации. Кресла должны быть расположены по кругу. Стол не обязателен. Необходимо иметь две-три классные доски;
- руководитель должен быть ведущим. Ему следует воздерживаться от давления на участников;
- в группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов.
Здесь выделяются 3 этапа:
- Вступление. Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему. Проблемы записываются на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске.
- Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно появляются новые идеи. Если этого не происходит, то ведущий выдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают новые идеи.
- Вопросы: «Каким образом сокращаются издержки производства?», «Где кроются резервы конкурентоспособности?», «Какова политика руководства по вопросу заработной платы?» и т.д.
Здесь может быть 2 варианта:
- Классический вариант. Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике. Если у участников брейнсторминга возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменном виде руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения «мозговой атаки». В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части встречи.
- Облегченный вариант. Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы:
2. Выдвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые различаются содержанием идей.
3. Определяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с критериями оценки.
4. Тестирование идей методом «от противного»: «Каким образом провалится данная идея, если ее реализовать?»
5. Определяются наиболее «дикие» идеи, которые пытаются переделать в реализуемые.
6. Каждый участник как бы вновь проделывает «мозговую атаку» для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей, нечто новое.
7. Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику.
8. Распространение ценных идей о том, как преуспеть на рынке по сферам производства: планирование и прогнозирование; маркетинг; оперативное управление производством; управление персоналом.
Этапы успешного «брейнсторминга»
Их всего четыре:
- подготовка к «мозговому штурму»;
- проведение «мозгового штурма»;
- запись идей;
- селекция выбранных идей.
- в изучении проблемы и вычленении технического, организационного или экономического противоречия, мешающего внедрению известных решений;
- в четкой формулировке цели атаки (новый вид продукции, новая технология, новый исходный материал, сфера применения и т.д.);
- в подготовке предварительных вариантов решения;
- в подборе участников (различных специалистов).
- раскрепощение внутреннего контроля человека;
- создание дружелюбной и свободной атмосферы;
- запрещение критики выдвинутых идей;
- побуждение к выдвижению оригинальных идей;
- запись всех предложений в наглядном виде.
- наглядная запись на доске во время атаки;
- запись на аудио-носитель;
- сохранение для дальнейшей селекции.
- первая группировка по признаку: применяемые — неприменяемые;
- вторая группировка из неприменяемых по признакам: а) реализуемые; б) труднореализуемые; в) нереализуемые (запрет физических, моральных, правовых, экономических законов);
- из нереализуемых выбрать безумные и оригинальные — в них находятся рациональные зерна и переносятся на реализуемые или труднореализуемые;
- возможность продолжение «мозговой атаки» с новой проблемой, выявившейся в ходе предыдущего совещания.